Написать письмоНа главную
 
Статьи
20.02.2009 Основные и значимые изменения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность.

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ предусмотрен ряд новых положений, касающихся регулирования сферы аудиторских услуг. 

Во-первых, разделены понятия аудита и аудиторской деятельности. До принятия закона эти понятия были практически идентичными. Установлено, что аудиторская деятельность включает в себя аудит и сопутствующие аудиту услуги. 

Во-вторых, изменена действующая система регулирования аудиторской деятельности посредством отмены ее лицензирования (с 01.01.2010 г.), заменяемого обязательным членством аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских организациях, формирования сообществом аудиторов механизмов самоконтроля на основе единых стандартов аудиторской деятельности, введения обязательного членства аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях, а также передачи этим объединениям ряда функций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности. Функции же государства сведены к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ. Изменения системы регулирования влекут и прекращение признанных потенциально избыточными функций регулирования аудиторской деятельности. Среди таких функций, в частности, разработка проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, занятых аудиторской деятельностью вне финансового рынка, организация и проведение квалификационного экзамена аудиторов, организация обучения аудиторов по программам повышения квалификации и другие. 

В-третьих, вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который дает право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики, то есть снимает дополнительные ограничения. Насколько это правильно? Минфин давно заявлял о якобы низком уровне профессионализма аудиторов, но кто разрабатывал регламент обучения и аттестации аудиторов в одночасье оказавшихся неквалифицированными? Но вопрос даже не в том, что аудиторам, желающим без ограничений заниматься аудиторской деятельностью и получившим аттестат до 01.01.2011 г. необходимо будет сдать квалификационный экзамен в упрощенном порядке, в противном случае, они не смогут осуществлять аудит общественно значимых компаний. Проблема заключается в другом. Насколько нужен аудиторам единый аттестат, дающий право проводить общий, банковский, страховой и инвестиционный аудит и способен ли человек быть носителем всеобъемлющих знаний? Или получится как в крылатой фразе В.С. Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда». 

Правда в целях обеспечения единообразного подхода, в условиях множественности саморегулируемых организаций аудиторов, гарантирующего равные права и возможности для всех лиц, желающих заниматься аудиторским делом, квалификационный экзамен будет проводиться единой аттестационной комиссией, созданной совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов, в порядке установленном Минфином РФ. 

Деятельность единой аттестационной комиссии должна будет основываться на принципах независимости, объективности, открытости, прозрачности, самофинансирования. 

В-четвертых, устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям, например наличие безупречной деловой репутации, по мнению разработчиков призванные повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. Изменились требования к физическим лицам, претендующим стать аудиторами и коммерческим организациям претендующим стать аудиторскими организациями. В отношении аудиторов ликвидированы образовательные ограничения, теперь к аттестации могут допускаться лица, имеющие высшее образование, причем не обязательно юридическое или экономическое. Но ужесточены требования к стажу, согласно новой редакции стаж работы должен быть связан с аудиторской деятельностью, либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности не менее 3 лет (2 из которых должны приходиться на работу в аудиторской организации). 

Стоит отметить, что проблема со стажем работы возникнет только с 2011 года, когда вступят в силу новые правила аттестации на получение квалификационного аттестата аудитора. Однако данные нормы не распространяются на лиц, уже получивших квалификационные аттестаты и тех, кто их получит до 01.01.2011 года. 

Что касается безупречной деловой репутации, то согласно части 5 статьи 23 Федерального закона №307-ФЗ до 1 января 2013 г. организации и физические лица при вступлении в члены саморегулируемой организации аудиторов вправе представлять в саморегулируемые организации аудиторов рекомендации не менее трех аудиторов, имеющих действительный квалификационный аттестат аудитора. Аттестат должен быть выдан до дня вступления в силу Федерального закона, но не позднее, чем за три года до дачи рекомендаций, подтверждающих безупречную деловую (профессиональную) репутацию претендента. Таких лиц, способных подтвердить безупречную деловую репутацию, в Алтайском крае достаточно. 

Для аудиторских организаций снижены требования к численности аудиторов, работающих в аудиторской организации на основании трудового договора с пяти до трех, но установлено, что 51% уставного капитала должен принадлежать аттестованным аудиторами или аудиторским организациям, а руководитель аудиторской организации должен быть аттестованным аудитором. 

Считается, что данные изменения продиктованы необходимостью поддержки малого бизнеса. Однако следующее новшество может свидетельствовать об обратном. 

По порядку применения нового закона специалистами Минфина были подготовлены разъясняющие письма, отдельно для аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а отдельно для аудируемых лиц. Так вот согласно данным разъяснениям аудиторские организации должны до 01.01.2010г.: 

- привести в соответствие свою организационно-правовую форму. Но ограничение в части невозможности открытого акционерного общества заниматься аудиторской деятельностью существовало и ранее, поэтому никаких сложностей оно не вызовет; 

- в штате должно быть не менее трех аудиторов, работающих по трудовому договору. Но раньше их требовалось вообще пять, поэтому и здесь сложностей не вызывает; 

- доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента. Данное требование не новое, оно существовало в российской практике до принятия Федерального закона №119-ФЗ, кроме того в большинстве случаев применительно к аудиторским компаниям Алтайского края собственники аудиторских компаний аттестованные аудиторы, они же в большинстве случаев и выполняют функции единоличного исполнительного органа, то есть автоматически решается и последнее требование. Согласно которому единоличный исполнительный орган должен быть аудитором, в коллегиальном исполнительном органе должно быть не менее 50% аудиторов. 

В-пятых, аннулировано условие страхования ответственности аудиторов при проведении обязательного аудита. Зато, предусмотрена обязанность платить не только взносы в свою саморегулируемую организацию аудиторов, но и отдельно уплачивать взносы на формирование компенсационного фонда своей саморегулируемой организации, предназначенного для обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами. Справедливости ради следует отметить, что в тексте федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» указан только нижний предел взносов в компенсационный фонд - три тысячи рублей. Размер вступительных членских взносов не указан. Что может свидетельствовать о высокой вероятности установления достаточно большого размера взносов как, например, сделали саморегулируемые организации оценщиков и антикризисных управляющих, что соответственно автоматически приведет к исчезновению малого бизнеса с рынка аудиторских услуг. 

В-шестых, индивидуальные аудиторы вновь допущены к проведению обязательного аудита, за исключением тех организаций, акции которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности. Что в принципе приведет к лихорадке рынка аудиторских услуг и недобросовестной конкуренции, тем более в условиях финансового кризиса. Ведь индивидуалу, как правило, работающему одному не нужно нести расходы по содержанию офиса, обучению и повышению квалификации персонала и т.п. и поэтому он может спокойно демпинговать цены, потому что об уровне качества предлагаемых услуг за минимально возможную цену и соотношении объема оказываемых услуг и их стоимости мало кто задумывается. 

В-седьмых, в очередной раз изменился состав стандартов аудиторской деятельности. Теперь к ним относят федеральные стандарты (разрабатываемые на основе международных) и стандарты саморегулируемых организаций аудиторов. Из перечня, к радости аудиторов, исчезли внутренние стандарты, так как требовали значительных затрат времени и денежных средств на разработку и всё равно не могли обеспечить надлежащими гарантии качества оказываемых услуг, так как при их разработке не учитывалась лучшая аудиторская практика, а содержащиеся в них нормы, ограничивались практикой, наработанной в конкретной аудиторской организации. Теперь разработкой стандартов займутся саморегулируемые организации аудиторов, учитывая, что данные стандарты будут обязательными к исполнению для их членов, можно ожидать в перспективе определенного повышения уровня качества оказываемых особенно субъектами малого бизнеса аудиторских услуг. Новшеством так же является определение кодекса профессиональной этики аудиторов в законе. 

В-восьмых, кардинально меняется характер полномочий и деятельности Совета по аудиторской деятельности, ставшего теперь органом общественного надзора за развитием аудиторской деятельности и профессии, что имеет особое значение в связи с публичным характером этого вида деятельности. Определены цель и порядок обеспечения деятельности Совета, его функции, порядок формирования, механизм обеспечения независимости и другое. 

В-девятых, изменяется порядок проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Он будет осуществляться и профессиональным сообществом, и независимо от него (в отношении аудиторских организаций, работающих на финансовом рынке). 

В-десятых, в отношении аудиторских организаций и аудиторов новым законом предусматривается новый вид ответственности – дисциплинарной, а также и конкретные меры дисциплинарного воздействия возможные к применению. 

Дмитрий Филипьев, к.э.н., доцент, аттестованный аудитор и консультант по налогам и сборам, бизнес-тренер, Вице-президент Алтайского института профессиональных бухгалтеров и аудиторов.


Назад