Написать письмоНа главную
 
Статьи
20.12.2007 Порядок учета для целей налогообложения расходов на проведение рекламных акций (из цикла типовых ошибок, выявляемых в ходе аудиторских проверок).

Несмотря на изученность и широкое освещение данного вопроса в периодической печати и специальной литературе при проведении аудиторских проверок регулярно выявляются нарушения порядка учета и документального оформления для целей налогообложения расходов на выдачу призов, в ходе проведения рекламной акции.

***

В ходе проверок устанавливаются факты:

  • НДС по приобретенным товарам, предназначенным для розыгрыша призов, аудируемым лицом принимается к вычету из бюджета;
  • передача призов аудируемым лицом организатору лотереи документально не оформляется;
  • отсутствует документальное подтверждение самого факта проведения розыгрыша и вручения призов победителям.

***

На практике имеют место случаи проведения организацией рекламной акции с целью увеличения объема продаж, а именно организации стимулирующей лотереи, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (пп.2 п.3 ст.3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях").

Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном ст.7 Федерального закона N 138-ФЗ.

Расходы, связанные с проведением стимулирующей лотереи, организованной с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресованной неопределенному кругу лиц, для целей исчисления налога на прибыль рассматриваются как рекламные (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг) включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ с учетом положений п. 4 данной статьи.

Согласно абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ расходы организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Указанные расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, т.е. на день розыгрыша призов (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Следует также отметить, что для признания расходов для целей налогообложения, наряду с вышеперечисленными, необходимо соблюдение еще одного условия, установленного п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно: расходы должны быть документально подтверждены.

Чтобы расходы на проведение рекламной акции являлись рекламными расходами, независимо от субъектного состава акции (рекламодатель, рекламораспространитель, потребители рекламы), необходимо наличие документального подтверждения рекламного характера акции в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

Документами, подтверждающими рекламный характер акции, могут быть следующие:

1. Внутренний административный приказ или распоряжение руководителя предприятия-рекламодателя, содержащие решение о проведении массовой акции рекламного характера и назначении ответственного лица.

В данном документе необходимо указать цель проведения акции, причем формулировка должна соответствовать терминологии специального законодательства о рекламе. Например, рекламная акция проводится с целью сформировать у неопределенного круга потребителей интерес к продукции предприятия-рекламодателя либо к самому предприятию-рекламодателю. Этот интерес поспособствует дальнейшему привлечению покупателей, увеличению реализации продукции предприятия-рекламодателя и повышению дохода.

2. Локальный акт, определяющий положения (условия) проведения акции.

Данный документ определяет форму, порядок, сроки и этапы, правила участия в акции, а также порядок формирования и условия работы комиссии, определяющей результаты акции. Он утверждается руководителем предприятия-рекламодателя.

3. Локальный акт, определяющий порядок и способы формирования рекламного (призового) фонда.

Данный документ определяет характеристики, количество и стоимость передаваемых призов, а также назначение материально ответственных лиц. Он утверждается руководителем предприятия-рекламодателя или иными уполномоченными лицами предприятия-рекламодателя. Локальный акт может быть заменен договором с фирмой, предоставляющей призы.

Унифицированных форм перечисленных документов нет, и никаких особых требований к составлению подобных документов также не предусмотрено, поэтому они могут составляться в свободной форме или в форме, установленной на предприятии-рекламодателе.

4. Договор на оказание рекламных услуг.

В предмете договора необходимо подробно конкретизировать именно данную акцию. К договору должны прилагаться акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) и документы, подтверждающие оплату рекламных услуг.

5. Документ с анализом предполагаемого и полученного эффекта от проведения акции.

Данный документ предусмотрен для того, чтобы обосновать экономическую целесообразность расходов на проведение подобной рекламной акции в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом анализ можно подготовить, например, расчетным путем.

6. Акт приема-передачи.

Документ подтверждает факт перехода того или иного приза победителю акции.

Хотелось бы обратить внимание и на следующее.

В целях исчисления НДС любая безвозмездная передача признается реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). По общему правилу она обязывает бывшего владельца имущества начислить налог с его рыночной стоимости (п. 2 ст. 154 НК РФ), в том числе и при проведении рекламной акции (Письмо Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52). Однако этого можно избежать. Обратимся к ст. 149 НК РФ, в которой поименованы операции, не подлежащие налогообложению.

Избежать начисления НДС можно при раздаче в ходе рекламной акции подарков, стоимость которых не более 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Получаемые участниками лотереи призы в ходе проведения стимулирующей лотереи не облагаются НДС, но при условии, если лотерея проводится по решению уполномоченного органа исполнительной власти, на основании пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.

В Налоговом кодексе не сказано, о каком решении идет речь, но если обратиться к Закону о лотереях, то можно предположить, что организатор стимулирующей лотереи может воспользоваться льготой по НДС только после того, как он уведомил об этом уполномоченный орган. Только в этом случае организатор лотереи может не начислять НДС со стоимости разыгранных между ее участниками призов. Но тогда может возникнуть необходимость ведения раздельного учета по облагаемым и необлагаемым операциям, если доля последних превышает 5% в числе всех расходов компании (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Отдельно остановимся на вопросе применения налоговых вычетов по НДС. По подаркам и призам, с которых налог не начисляется, предъявленную поставщиком сумму НДС можно включить в стоимость, которая "нормируется" при налогообложении. Но если со стоимости подарков, переданных клиентам, согласно требованию п. 2 ст. 154 НК РФ начислен НДС, то предъявленный налог может быть принят к вычету, если выполнены условия ст. 172 НК РФ.


Назад