Написать письмоНа главную
 
Статьи
12.07.2007 Филипьев Д.Ю. Профессия бухгалтер.

 

Настоящая статья является результатом анализа накопленного опыта как педагогической работы среди студентов, обучающихся по специальности бухгалтерский учет, анализ и аудит, так и практической деятельности в качестве аудитора, в части оказания услуг по подбору персонала служб бухгалтерии. Автор выражает признательность директору по персоналу ОАО «Пава» Бросалиной Е.Ю. за возможность более глубокого понимания психологического образа профессии бухгалтер

    

В настоящее время происходит изменение природы профессии бухгалтера или ее места в современном бизнесе. Например, на заре рыночных преобразований в конце 80-х — начале 90-х годов профессия бухгалтера по своей значимости в компаниях занимала второе место, и как следствие ее престижность была очень высока и сулила ее обладателям радужные карьерные перспективы. Однако со временем ситуация изменилась и на первые роли стали выходить другие, более продвинутые, динамичные и яркие профессии, такие, как например, финансовый директор, директор по развитию и т. п. А бухгалтерия по мнению обывателей превратилась в монотонную, скучную, рутинную и несложную работу. И в обществе произошло изменение отношения к профессии бухгалтер. Большинство абитуриентов, поступающих в вузы в данное время в первую очередь обращают внимание на специальности «финансы и кредит», «менеджмент» и только в последнюю очередь на «бухгалтерский учет, анализ и аудит». Чем же это обусловлено?

 Согласно первой точки зрения изменение отношения к профессии бухгалтер обусловлено тем, что роль бухгалтера (главного бухгалтера) в компании существенно снизилась, так как якобы российские управленцы благодаря активному профобучению все лучше стали разбираться в головоломках бухгалтерского учета, и перестали его панически бояться, а государство стало упрощать правила бухгалтерского учета и налогообложения, в результате чего в иерархии значимых проблем современных директоров бухгалтерские вопросы опускались все ниже. Согласно второй точки зрения бухгалтер это вовсе не профессия, а так цифирки на бумажках записать и посоветовавшись с кем-то заполнить какие-то там отчеты?

 Попробуем все-таки разобраться, что из себя представляет профессия бухгалтер и какие сложности она в себе таит.

 С нашей точки зрения бухгалтерские способности — это талант особого рода и бухгалтерами скорее рождаются, чем становятся, а выбор профессии предопределен характером. Психологический портрет отечественных бухгалтеров указывает на их отличительные от других людей черты: точность, надежность, выносливость при выполнении однообразных умственных действий, усидчивость, обязательность, ответственность, коммуникабельность и честность.

 Профессия - бухгалтер, как множество других профессий противоречива. С одной стороны она очень популярна, рост популярности и престижности в свою очередь был обусловлен ростом уровня оплаты данного вида труда, несмотря на то, что содержание данного вида деятельности практически не изменилось. С другой стороны она очень сложна, так как трудности и проблемы данной стрессовой профессии не всегда осознаются. Причем это явление характерно не только для людей далеких от профессии и знающих о ней только понаслышке, но для людей относящихся к составу высшего управления организацией. Не облегчает ситуацию и сложившаяся система образования и подготовки бухгалтеров, поддерживающая сложившееся заблуждение о том, что бухгалтер работает исключительно с бумажками. Следует отметить, что такие представления о бухгалтере как о служащем в нарукавниках, в очках и с карандашом в руках устарели, эта работа требует особой тщательности и аккуратности, терпения и исключительной ответственности. Сегодня бухгалтер - это менеджер, обладающий юридическими и финансовыми знаниями. Каждый день он во всеоружии ждет нового подвоха от переменчивого законодательства и заботится о том, чтобы компания не понесла финансовые потери. Дабы избежать финансовых санкций, бухгалтер должен ориентироваться в правовом поле, быть в курсе отраслевых событий, хорошо разбираться в финансовых вопросах. Кроме того, точка зрения о бухгалтерском труде как скучном и монотонном не в полной мере соответствует действительности. Потому что все зависит от отношения к работе. За цифрами и формами документов бухгалтер должен уметь видеть реальные факты хозяйственной жизни и людей. В данной профессии при желании можно найти столько элементов креатива в решении проблем и вопросов финансово-хозяйственной деятельности, что характеру этого труда позавидует иной творческий человек.

 Именно поэтому на современном этапе к основным общепрофессиональным умениям и навыкам, которыми должен обладать бухгалтер относят:

  • умение читать, понимать и даже слышать числа;
  •  наличие профессионального чутья;
  •  самомотивация;
  •  умение убеждать;
  •  готовность работать в экстремальных ситуациях;
  •  умение экономить средства организации;
  •  умение контролировать;
  •  умение использовать экономико-математические методы, модели и современные технические средства;
  •  умение обрабатывать и самое главное анализировать полученные результаты;
  •  умение владеть рациональными приемами поиска и использования экономической информации;
  •  умение работать в команде;
  •  отличное знание бухгалтерского учета;
  •  базовые знания в бизнес-администрировании, экономике, налоговом законодательстве.

 Одним из самых главных профессиональных качеств настоящего бухгалтера или специалиста, имеющего дело с учетом и экономикой, а может даже личностных качеств, можно назвать умение читать, понимать и даже слышать числа, особенно когда они говорят о бесхозяйственности, убытках и потерях и прямом воровстве. Ведь числа не безмолвны, они велеречивы и немногословны, правдивы и лукавы, точны и неверны. Они молчат, подсказывают, кричат и даже вопят. Надо уметь их видеть и слышать. Не случайно в русском языке есть близкие по смыслу, но разные глаголы: "смотреть" и "видеть", "слушать" и "слышать". Можно смотреть во все глаза и ничего не замечать и не видеть, можно слушать и не слышать.

 Однако как показывает сложившаяся практика, анализ сущности профессии и требований, предъявляемых к ней на современном этапе бухгалтеру недостаточно просто в совершенстве владеть профессиональными навыками (специализированным), бухгалтер впрочем, как и любой менеджер должен обладать также следующими умениями и навыками:

 - коммуникативными – навыки бизнес - коммуникаций. В работе бухгалтера выделяется два вида коммуникаций: внешние (с контролирующими органами, контрагентами организации и т.д.) и внутренние (с руководством, персоналом и т.д.). То есть бухгалтер должен уметь эффективно общаться; достигать взаимопонимания, правильно аргументировать свою профессиональную позицию; ясно и четко выражать свои мысли, что в свою очередь ослабляет внутрифирменные и межличностные конфликты и, как следствие, способствует более продуктивному течению бизнеса;

 - организационными (для главного бухгалтера) – умение организовать потоки финансовые, документальные и информационные исходя из поставленных целей и задач как внутри бухгалтерии, так и с прочими подразделениями организации с учетом их интересов; правильно распределить работу между сотрудниками бухгалтерии и определить их компетенции и т.д.;

 - управленческими – умение "видеть картину в целом"; умение управлять подчиненными и оценивать их работу; организовать эффективные межличностные коммуникации конфликтами; управлять конфликтом; делегировать полномочия и осуществлять контроль за выполнением задач; определить наиболее рациональные методы мотивации труда сотрудников с учетом их личных психологических качеств и интересов; распознавать манипуляции и отделять их от объективных рабочих моментов; замечать свои и чужие ошибки и вовремя их исправлять.

 Считается, что основными личностными качествами бухгалтера являются следующие:

  • аналитические способности;
  • логическое мышление;
  • трудолюбие;
  • терпеливость;
  • аккуратность;
  • бережливость;
  • неприятие коррупции;
  • сочувствие людям;
  • общительность;
  • способность к овладению техническими средствами.

 В жизни бухгалтера присутствуют все амбивалентные явления: командование – подчинение, терпение – контролирование, ожидание – принятие решений, страдания от «неадекватной» оценки и оценивание других, падение и воодушевление. Считается, что сильные личностные стороны настоящего бухгалтера: повышенная чувствительность, способность рассчитывать свои силы, умение прогнозировать. Профессионально важные качества: осторожность + прогнозирование.

 Но нельзя не уделять внимания проблемам профессии, возникающим вследствие наличия постоянных стрессов и перегрузок и влекущим к нарушению сна, возникновению неврозов, характерных профессии; ухудшению самочувствия; изменчивости настроения; появлению эмоциональных срывов, не умению расслабляться и быть способным анализировать собственное поведение и поведение других, так как все это может привести к профессиональной деформации.

 В психологии существует понятие "деформация личности профессиональная" - понимается изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Если сказать проще, то профессиональная деформация, это когда профессиональные стереотипы человек применяет к личной жизни. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного „выправления“, поэтому даже в личной жизни он продолжает нести на себе „деформирующий отпечаток“ своей профессии. Особенно это заметно в профессиях, где надо работать с людьми. Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.

 Что у бухгалтера? У экономистов, бухгалтеров требования к их профессии формируют способность к длительному сосредоточенному вниманию, чтобы за отдельными цифрами отчетов и планов увидеть экономическую картину целиком. А значит, им присуща некоторая дотошность, скрупулезность, желание однозначности в информации. Считается, что профессиональная деформация у бухгалтеров редко бывает такой, что мешает жить, однако с нашей точки зрения с этим достаточно сложно согласиться. Попробуем обосновать свое предположение. Какие факторы являются причиной профессиональной деформации в профессии бухгалтера?

 Под такого рода факторами понимаются профессиональные рамки, в которые помещает себя бухгалтер: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, должностные обязанности, условия работы и пр.

 Попытаемся рассмотреть эти факторы более детально.

 1. К основному фактору относится объемность, непостоянство и противоречивость действующего законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения. Все это способствует развитию гипенгиофобии (боязни ответственности) и страха новизны, ошибочно принимаемого за консерватизм, чувство беспомощного одиночества во враждебном мире. Бухгалтеру необходимо не только постоянно поддерживать в актуальном состоянии свои знания о многочисленных нормах закона, но и оценивать их влияние на текущую деятельность. Дополнительным фактором, логически следующим из указанного, является необходимость постоянного обучения.

 2. Частые изменения нормативных актов также оказывают влияние на бухгалтеров. Вся деятельность бухгалтера регламентирована ими. Такие документы изданы разными ведомствами и в разное время, а жизнь развивается гораздо быстрее, чем законодательство, поэтому пробелы в данной системе неизбежны. Это не недостаток, а явление совершенно естественное и неизбежное во все времена во всех странах. Существуют определенные правила, выработанные веками, как работать в таких условиях, а любой пробел в законодательстве можно использовать в своих интересах. Нельзя считать, что любые новшества существуют, только чтобы ухудшить жизнь и усложнить работу. Но, изучая изменения норм закона, бухгалтер заранее настраивается на то, что снова увидит подвох. Бухгалтер должен усвоить значимость тех или иных предписаний. Иногда усвоение идет своеобразно: заранее зная, что так делать нельзя, он прикидывает: "а что за это будет?". Если принятая норма не влечет за собой санкций, она нередко игнорируется, даже, если ее выполнение выгодно хозяйствующему субъекту.

 3. Следующим фактором и, наверное, основополагающим является ответственность перед государством за правильность исчисления налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет; собственниками, руководством и т.д. Из этого следует, что бухгалтер осуществляет свою деятельность в условиях агрессивной среды, требующей от него постоянно находиться в «тонусе» и поддерживать свой ум в работоспособном состоянии круглосуточно. В случае наличия у бухгалтера в подчинении сотрудников фактор усугубляется, потому что на него возлагается дополнительная ответственность за качество выполняемой ими работы, а, скорее всего за вероятность допущения ошибки персоналом бухгалтерии, потому что в итоге за все эти ошибки отвечать будет не персонал их допустивший, а главный бухгалтер, в подчинении которого этот персонал находится.

 4. Бухгалтер постоянно должен принимать рискованные решения. В большинстве случаев этот риск навязывают бухгалтеру, как в своей организации, так и вне нее. Риск, связанный с проведением этих решений в жизнь, велик, и отсюда рождается страх - частый спутник жизни бухгалтера. Это относится и к тем, кто честно выполняет свой долг, не боится быть безработным, основательно изучил требования нормативных документов. И, тем не менее, добиться успеха или хотя бы никогда не нервничать по поводу своей работы удается лишь немногим.

 5. Немаловажным фактором является ограничение творчества и необходимость осуществления деятельности в заданных параметрах. Так как бухгалтерский и налоговый учет фактически представляют собой определенного рода алгоритмы - строгие правила и подчас противоречивые, несоблюдение которых может повлечь к серьезным финансовым последствиям, но и к конфликтам с окружающими. Многие специфические бухгалтерские проблемы объяснимы с помощью теории рефлексов. Ее упрощенно можно представить в виде схемы "Стимул - Реакция". Типичным примером является учет затрат и калькулирование себестоимости. Стимулом (воздействием внешней среды) служит норматив затрат, в который надо уложиться. Для бухгалтера важно, чтобы расходы не превышали установленных норм. Для менеджеров - чтобы технологический цикл производства и реализации дал запланированный результат. Стимулом, вызывающим столкновения бухгалтера и персонала, а подчас и администрации является перерасход нормативов.

 Не лучшим образом в данной ситуации действует сложившееся заблуждение персонала и руководства организации о том, что бухгалтер, во-первых, работает на государство, исчисляя и уплачивая налоги, во-вторых, не приносит ничего полезного в деятельность организации, обюрокрачивая ее и ограничивая творчество предъявлением жестких требований к совершению операций и оформлению первичных учетных документов. В свою очередь у бухгалтера зачастую формируется мнение, что сотрудники компании заняты только тем, как усложнить ему жизнь.

 6. Дополнительным раздражающим фактором является сам предмет деятельности бухгалтера: учет денежных средств и материальных ценностей при этом не своих, а чужих. Постоянно работая со значительными суммами, бухгалтер получает скромную, по сравнению с ними, зарплату. Удержаться от соблазна удается не всем. Во времена Луки Пачолли, создателя системы двойной записи, бухгалтер приносил обет "бедности и нестяжательства". Сейчас давать клятвы не принято, но, выбирая учетную профессию, надо быть готовым к тому, что богачом на этом поприще не стать.

 Анализ факторов, являющихся причиной профессиональных деформаций, позволяет определить личностные качества, которыми должен обладать бухгалтер:

  •  ассертивность - естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него;
  •  усидчивость;
  •  склонность к аналитическому мышлению;
  •  плановость работы;
  • внимательность;
  •  оперативность;
  •  устойчивость к монотонной работе;
  •  низкая утомляемость;
  •  стрессоустойчивость;
  •  обучаемость.

В обобщение вышесказанного следует заметить, что большинство из перечисленных компетенций можно выработать у людей, имеющих особые врожденные задатки, что говорит о необходимости грамотной просветительской работы среди людей, желающих выбрать данную профессию, а также корректировке образовательных стандартов, основанных на объеме профессиональных компетенций, которые должен получить за время обучения студент и совершенно не учитывающих личностные качества, которыми должен обладать будущий специалист.

Опубликовано:

Перспективы и пути развития экономики региона. Материалы международной науч.-практ. конф. (Омск 14 декабря 2006г.). – Омск: Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Омске. – 2006 - №7. – с.428-430.

 

 

 

 

 


Назад