Написать письмоНа главную
 
Статьи
01.12.2006 Филипьева Е.А. Порядок реализации принципов мирового налогового кодекса в налоговой системе России

В начале 90-х годов прошлого столетия, одной из глобальных проблем общественного сектора развивающихся стран стало несовершенство стабильных налоговых правоотношений, явившихся следствием отсутствия целостного подхода к формированию единой методики системы налогообложения.

Потребность постоянного совершенствования налоговых систем развитых стран и создание налоговой модели стало отправной точкой  в формировании Основ Мирового Налогового Кодекса (ОМНК) специалистами Гарвардского университета (США) Уорд М. Хасси и Дональдом С. Любик. которые в 1993 году в своей работе представили пример системы законов, необходимых для действенной и эффективной налоговой системы, с учетом современного понимания принципов построения налоговой системы, обобщив опыт налогообложения многих стран.

Данный документ по задумкам  авторов может стать базовым вариантом (структурной схемой) налогового кодекса, законодательной основой  любого государства, находящегося в процессе реформирования и становления налоговых правоотношений.

В чем универсальность данного документа, несмотря на первоначально кажущуюся его простоту, позволит понять сравнительный анализ основополагающих принципов ОМНК и Налогового Кодекса РФ:

1. Единство законодательной базы по налогам и сборам.

Предполагается, что необходим единый документ, регулирующий налоговые правоотношения, дающий возможность прозрачных взаимоотношений налоговых администраторов и непосредственно налогоплательщиков. Обеспечивающий единый подход к решению тех или иных вопросов налоговых правоотношений. Простота и ясность, должны стать желательными целями законотворчества.

Начиная с 1998 года, в Российской налоговой системе формируется базовый документ (Налоговый Кодекс), призванный унифицировать все существующие законодательные акты по налогам и сборам, сведя воедино теоретические и практические основы налоговых правоотношений. На сегодняшний день,  данный процесс еще не завершен. Принятие первой части НК РФ, позволило снять ряд противоречий, приведя в соответствие налоговое законодательство с нормами гражданского, бюджетного отраслей права. Введение отдельных глав второй части НК РФ, дает основания для формирования основ проявления данного принципа в условиях российской налоговой системы.

2. Формирование протекционистской системы налогообложения иностранного капитала.

С точки зрения авторов, протекционистская политика налогообложения в отношении отечественного капитала является сдерживающим фактором развития эффективной экономической системы.

Применительно к российской налоговой системе можно отметить следующее. Для дополнительного привлечения средств на всем протяжении развития наблюдается тенденция протекционизма по отношению к иностранному капиталу, например, главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ для иностранных компаний предусмотрена меньшая ставка налога на прибыль(20%, а по отдельным услугам 10%),  по сравнению с российскими организациями (24%). К сожалению, данные меры не всегда приносят желаемый результат, из-за недостаточной экономической и политической стабильности.

3. Признание механизма прямых бюджетных субсидий более эффективным по сравнению с предоставлением налоговых льгот.

Мировой налоговый кодекс отвергает льготы, освобождения, временные освобождения (налоговые каникулы) и другие специальные преференции и соглашения, мотивируя тем, что любой налоговый механизм не в силах обеспечить жесткий административный контроль за предоставлением льгот (государственных ресурсов), которые в свою очередь направляются в большей части не тем получателям, которые должны были ими воспользоваться. В связи с этим предлагается  предоставление прямых бюджетных субсидий конкретным налогоплательщикам.

На наш взгляд, данный отказ от льгот не может иметь место в странах с развитой рыночной экономикой, так как предлагаемый механизм накладывает определенные ограничения в целом на экономическую систему общества, посредством отказа от регулирующей функции налогов. Как известно, регулирующая функция является основополагающим инструментом воздействия государства на объем инвестиций, потребительского спроса, роста ВВП. Отказ от льгот может привести к дополнительному оттоку капитала в теневой сектор экономики.

Российская налоговая система одобряет применение льгот, не смотря на то, что с введением отдельных глав второй части НК РФ их количество сократилось. Данная тенденция свидетельствует лишь о том, что действующая налоговая система базируется на принципе достаточной экономической разумности (применение льгот определяется с учетом социальных и экономических приоритетов, существующих на данном этапе).

4. Приоритетность формирование доходной части бюджета за счет косвенных налогов и налога на доходы предприятий.

Согласно норм ОМНК, основу доходной части бюджета развивающихся стран, должны формировать косвенные налоги (НДС, таможенные пошлины, акцизы) и налог на доходы предприятий. Это обусловлено минимизированием административных издержек на единицу собираемости  данных налогов по сравнению с прочими прямыми налогами.

Не для кого не является секретом, что собирать косвенные налоги легче, так как они связаны с конечной продажной ценой товаров (работ, услуг) и фактически уплачиваются конечным потребителем материальных благ.

В российской налоговой системе данная норма реализуется в полной мере. Косвенные налоги являются основным источником формирования  доходной части бюджета. Данная тенденция остается неизменной уже на протяжении 12 лет функционирования налоговой системы.

5. Определение механизма учета инфляции.

Инфляция, является неизбежным, характерным фактором нарождающихся рыночных систем. Вследствие чего, все налоги должны содержать механизм учета инфляции. ОМНК предлагается данное индексирование в случае роста потребительских цен более чем на 5 % , для следующих показателей: активов предприятия, сумм переплаченных и недоплаченных налогов, личных скидок, а так же доходов облагаемых по различным ставкам.

С каждым годом применение данного принципа в российской налоговой системе приобретает все большее значение. Так начиная с 2004 года применение коэффициента дефлятора распространяется на расчет единого налога на вмененный доход (K2004=1,133; K2005=1,104; K2006=1,132, К2007=1,096), с 1 января 2006 года на показатель дохода по упрощенной системе налогообложения (K2006=1,132, К2007=1,241), кроме того, в случае недоплаты налоговых платежей взимается пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России. В качестве личных скидок, производится индексирование минимального размер оплаты труда, применяемого исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. НК РФ введена индексация возвращаемых сумм переплаты налогов по вине налоговых органов.

6. Наличие высоко компетентной налоговой администрации.

Большое внимание ОМНК уделяется налоговому администрированию. Согласно ОМНК, структура полномочий налоговой администрации должна быть четко регламентирована законодательно.

Можно отметить, что существующая система российского налогового администрирования в настоящий момент претерпевает значительное реформирование. Данный процесс является остро необходимым в рамках

Проведенный анализ дает основания утверждать, что ряд принципов ОМНК находит все большее практическое применение в современной налоговой системе России.

Опубликовано:

Сб. статей. Макроэкономические проблемы современного общества: Сборник статей V Международной науч.- практ. конф. (Пенза декабрь 2006г.)/ под общ. ред. В.Д. Борисовой, С.М. Васина. – Пенза: РИО ПГСХА, 2006. – 155с.


Назад